Юрист по защите прав потребителей
Каждый из нас покупает товары или услуги. При этом, все хотят при оплате получить качественную вещь и уважительное отношение к себе. Но никто не застрахован, что покупаемые человеком блага окажутся низкого качества. Мы возвращаемся к продавцу и пытаемся урегулировать это самостоятельно, а лицо оказавшее нам услугу или продавшее товар плохого качества, пользуется нашей юридической безграмотностью и отказывает. В этом случае Вам потребуется юрист.
Кто является потребителем?
Гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Самозанятые граждане не относятся к субъектам такого федерального государственного контроля (надзора). Но суд при рассмотрении спора может счесть возможным применить Закон о защите прав потребителей, несмотря на отсутствие у самозанятого лица, нарушившего права потребителя, регистрации в качестве ИП (Письмо Роспотребнадзора от 28.12.2022 N 09-22204-2022-40).
Какие ситуации самые актуальные в том числе в г. Краснодаре, Краснодарском крае?
В практике встречаются самые разные дела:
Возврат или замена товара;
Несоответствие качества заявленным требованиям;
Отказ в гарантийном ремонте;
Обман потребителя;
Отказ в удовлетворении требований;
Отказ от исполнения договора;
Расторжение договора и возврат суммы;
Взыскание процентов и морального вреда;
Видов защиты потребителей много и все их перечислить невозможно. В зависимости от предоставленных Вами документов, будет предложен способ по защите Ваших прав.
Под урегулирование защиты прав потребителей подпадают такие подкатегории дел, как некачественно оказанные бытовые услуги и купленные дефектные товары для удовлетворения личных нужд потребителя (обман потребителя), некачественные медицинские услуги, полученные как по договорам платных медицинских услуг, так и в рамках обязательного медицинского страхования (врачебные ошибки), услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Перечень прав потребителя:
Право потребителя на качество товара включает в себя следующие права (ст. 6, п. 1 ст. 18, ст. 21, п. 1 ст. 29 Закона N 2300-1):
на ремонт и техническое обслуживание товара в течение срока его службы;
замену товара ненадлежащего качества на товар надлежащего качества;
соразмерное уменьшение стоимости товара в случае обнаружения в товаре недостатков, о которых продавец не сообщил;
безвозмездное устранение недостатков товара;
отказ от исполнения договора купли-продажи и возврат уплаченной за товар суммы;
Право потребителя на качество работы (услуги) включает в себя, в частности, следующие права (п. 1 ст. 29 Закона N 2300-1):
на безвозмездное устранение недостатков выполненной работы (оказанной услуги), безвозмездное изготовление другой вещи или повторное выполнение работы;
уменьшение цены выполненной работы (оказанной услуги) при обнаружении в ней недостатков.
Право на безопасность товара (работы, услуги) предполагает его безопасность для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги) (преамбула Закона N 2300-1). Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) не причинял вред в течение срока службы или срока годности, а при их отсутствии - в течение десяти лет со дня передачи товара (работы) потребителю.
Право на информацию. Потребителю гарантировано право требовать предоставления необходимой и достоверной информации о товаре, работе, услуге.
Право на возмещение убытков. Потребитель вправе требовать возмещения причиненных ему убытков, в частности, при обнаружении недостатков в товаре, выполненной работе, оказанной услуге, неполучении или получении недостоверной или неполной информации о товаре (работе, услуге), наличии в договоре условий, ущемляющих права потребителя (п. п. 1, 2, 3 ст. 12, п. 1 ст. 16, п. 1 ст. 18, п. 1 ст. 29 Закона N 2300-1).
Если права потребителя нарушены и в добровольном порядке не удовлетворены требования потребителя по защите его прав, то соответствующие требования подлежат рассмотрению в суде по выбору потребителя (ст. 17 Закона N 2300-1):
по месту нахождения организации или по месту жительства индивидуального предпринимателя;
по месту жительства или пребывания потребителя;
по месту заключения или исполнения договора.
Какой срок исковой давности по вопросам защиты прав потребителей?
Для требований потребителя о ненадлежащем качестве товара, работ (услуг) срок давности составляет:
-три года по товарам (п. 1 ст. 196 ГК РФ);
-один год по работам (услугам), за исключением требований в отношении зданий и сооружений (п. 1 ст. 725, ст. 783 ГК РФ);
-три года по работам (услугам) в отношении зданий и сооружений (п. 1 ст. 196, п. 1 ст. 725, ст. 783 ГК РФ),
-в течение срока службы товара, заявленного изготовителем, а при отсутствии такого срока в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю,
-бессрочно: на требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, о компенсации морального вреда, вытекающие из нарушения личных неимущественных прав и других нематериальных благ (например, жизнь, здоровье, достоинство личности).
Вы можете обратиться за моей консультацией по телефонам, указанным на сайте.